Обзор популярных методик раннего развития способностей ребенка

Обзор методик раннего развитияИзучая всевозможные книги для родителей, можно наткнуться на словосочетание «раннее развитие». Это понятие включает в себя целый ряд групповых и авторских методик, которые устоялись в течение десятков лет, и имеет уже изначально негативную оценку, т.к. понимание «раннего» развития оценивается, как «преждевременное». Предлагаем вашему вниманию обзор методик раннего развития.

Видео о направлениях детского развития

к оглавлению ↑

Методики раннего развития малышей

Для большинства родителей понятие раннего развития означает лишь занятие с детьми по определенной методике, в то время как другие даже не думали, что к обучению ребенка можно относиться так серьезно. Конечно же, малыш и без посторонней помощи научиться и ползать, и ходить. Но если организовать тренировки, то ребенок пойдет в 10 месяцев, а без них, к примеру, — в 11. А ведь за месяц малыш может столько обойти, познать и увидеть!

В этом и состоит суть «раннего» развития. В пределах индивидуального графика – это достижение желаемых результатов и закладка их на будущее. Таким образом, для кого-то освоение чтения начнется в 3 года, для кого-то в 6-7 лет. К сожалению, пока нет проработанного методического учебника, в котором бы четко описывались нужные занятия с ребенком от и до определенного возраста. Обычно каждая семья выбирает ту авторскую методику, которую считает нужной.

Все методики разные, их тяжело классифицировать, но условно их можно разделить на «творческие» и «физические». С момента рождения до года в жизни малыша проходит целая эпоха. Именно в это время ребенок учится самостоятельно поднимать голову, переворачиваться, сидеть, ползать, делать первые шаги, кушать, произносить слова. Поэтому на первом этапе наиболее важным для малыша является физическое развитие. Окрепшие мышцы позволяют ребенку самому встать и увидеть то, что находится в квартире. Кроме того, нужна психологическая методика, которая развивает память, мышление и кругозор.

к оглавлению ↑

Обзор методик раннего развития по Никитиным

Проблема воспитания здоровых детей в нашей стране впервые была поднята педагогами-энтузиастами супругами Еленой и Борисом Никитиными. Множество людей смогли почерпнуть из их личных наблюдений за своими детьми знание о широких возможностях, заложенных с самого рождения и угасающих без развития. Никитиным удалось выделить три важнейших безусловных рефлекса: рефлекс Робинзона (отталкивание от земли или другой твердой поверхности), хватательный рефлекс (ребенок сильно хватается за предложенный палец, палочку и т.п.) и плавательный защитный рефлекс (в воде кроха активно двигает ручками-ножками, не дает себе утонуть). Именно раннее развитие, а не сознательное торможение родителями этих навыков, не позволяет ребенку «забыть» их, развить данные способности по «первому кругу». А это в свою очередь дает возможность ребенку раньше научиться ходить, бегать, прыгать, в то время, как переучиваться заново гораздо труднее. Старшие дети тоже не были обойдены вниманием. Им предоставляюсь целые спортивные комплексы, сделанные своими руками. Вводились элементарные закаливающие процедуры, простейший массаж.

к оглавлению ↑

Масару Ибука «После трех уже поздно»

Масару Ибука издал книгу «После трех уже поздно», которая своим появлением наделала много шума. В книге говорится о том, что максимум возможностей заложено в детях в период интенсивного роста мозга – до трех лет. Именно в это время закладывается иммунитет, формируется характер, поведение в обществе. Автор неоднократно подчеркивает, что при хороших генах, нужно заниматься с малышом по максимуму. Труд Масару Ибука вселяет оптимизм и веру в достижении высоких результатов.

к оглавлению ↑

Развивающая динамическая гимнастика

Динамическая гимнастика, разработанная Труновым и Китаевым, удовлетворяет потребности малыша до 1 года, которые связаны с движением, а также развивает рефлексы. Данная методика зародилась в далеком прошлом: на Руси часто брали детей за подмышки, слегка подбрасывали, а ребят постарше – крутили вокруг себя, обхватив за руки и за ноги. Таким образом, родители дают возможность детям двигаться, даже когда ребенок сам не может реализовываться. После того, как ребенок научился ползать и ходить, упражнения утрачивают свой смысл. Нужно использовать силы малыша, подключая зарядки, игры, упражнения на спорткомплексе.

к оглавлению ↑

Прочный контакт с матерью

С рождения и до 3-х лет для ребенка главным остается контакт с матерью, тактильные ощущения. Сейчас стал известен факт, что дети, живущие в племенах, где их носят на себе матери до 3-х лет, опережают по своему развитию своих сверстников из европейских стран. Только лишь благодаря игрушкам, школе, всевозможным развивающим группам, европейские дети обгоняют детей из племен. Ребенок через тактильные ощущения познает мир, у него формируется образ физического предмета. Кроме того, как считают психологи, дети до 5-ти лет познают окружение через эмоции и чувства.

к оглавлению ↑

 Плавать раньше, чем ходить

 К сожалению, неизвестно, кто первый был основателем методики развития, которая заключается в том, чтобы не просто купать малыша, но и плавать с новорожденным. Плаванье – это мощная лечебная и оздоровительная процедура, направленная на развитие дыхания, укрепление позвоночника и общего тонуса. Известно, что плаванье избавляет от заболеваний неврологии, улучшает аппетит, развивает выносливость. Передвижение малыша в воде ограничено, ведь он еще не умеет управлять своим телом, поэтому нужно опираться на технику и упражнения. Плаванье укрепляет мышцы ребенка, учит его ориентироваться в пространстве. Следовательно, ребенок начинает раньше вставать, ходить и т.д. С рождения занятия должны проходить сначала в домашней ванне, а потом в бассейне. Задача родителей – привить любовь к водным процедурам, научить малыша постановке дыхания, а затем – нырянию. Если вы чувствуете неуверенность в своих действиях – найдите инструктора, который поможет избежать ошибок во время плаванья.

к оглавлению ↑

Обзор творческих методик раннего развития

К творческим методикам относится обучение письму, счету и энциклопедическим знаниям, а также знакомству с музыкой, природой и рисованием. Весомый вклад в раннее развитие детей внесла семья Никитиных. Пара открыла в каждом ребенке личность и индивидуальность. Они показали, что можно заниматься, достигая «в игре» результатов. Их игры – это «сложи квадрат», «кубики для всех», «уникуб». Головоломки для логического развития не имеют возрастных ограничений, предназначены для совместной игры родителей и детей и строятся по принципу «от простого к сложному».

к оглавлению ↑

Методика Монтессори

 Большой вклад в методику развития детей внесла Мария Монтессори. Ее подход, который для многих казался необычным, состоит из 3-х частей: ребенок, окружение и учитель. Ребенок – центр всей системы, сам изучает окружающую среду, причем учитель лишь наблюдает за занятиями малыша, никогда ничего не навязывая. Девиз Монтессори: «Помоги мне сделать это самому». Еще один этап в методике Монтессори – воспитывающее мышление. Разум ребенка подобен губке, которая впитывает все образы, не разделяя на «плохие» и «хорошие». Поэтому, важный момент развитие малыша – создание взрослыми правильной среды.

к оглавлению ↑

 Вальдорфская педагогика

 Совершенно другие принципы лежат в основе Вальдорфской педагогики. Обучение детей было разбито на 3 этапа, в зависимости от возраста ребенка. Так, дети до 7 лет, получают новые знания через подражание, а обучение через эмоции и чувства начинается с 7 до 14 лет. Только лишь по достижению 14 лет ребенок включает логику. Вальдорфская методика исключает любое раннее интеллектуальное развитие. Например, обучение чтению начинается лишь с 3 класса. До школы дети только играют примитивными игрушками из природных материалов.

Методика полностью вычеркивает из жизни ребенка компьютер и телевизор. Предпочтительным считается занятие искусством (театром) и народным ремеслам. Задача системы – оградить детей от стрессов «взрослого мира», окружающего общества, политики  и т.д. Ученики растут, развивая способности внутри себя. Много внимания уделяется психологии личности ребенка, но в то же время, дети должны быть легко внушаемы, без лидерских качеств. В течение дня у детей лишь 1 урок, который требует умственной работы, поэтому обучение в средней школе проходит эпохами.

к оглавлению ↑

 Методика Глена Домана

Глен Доман развил идею Цицерона, которая гласит о том, что дети схватывают большое количество предметов. Доман был врачом, хорошо разбирался в медицине, и пришел к выводу, что стимуляция любого из органов чувств приводит к повышению активности головного мозга. В его институте дети, которым исполнилось 3-4 года, начинали читать, писать, осваивали математику, а при хорошем физическом развитии становились эрудитами. Методика Домана гласит, что учеба эффективна только в период роста мозга – до 7 лет. У новорожденных есть огромный потенциал, и задача каждого родителя сохранить его, ведь невостребованные клетки головного мозга отмирают.

Для раннего развития по методике Домана нужно уделить внимание математике. Счет для детей выглядит как игра по каточкам с красными крупными точками. Вслух называется не цифра, а количество точек, которое считает ребенок. Немаловажное значение в методике занимают энциклопедические знания. Дети могут легко заучивать голые факты и их систематизировать. Родители должны сделать подборку карточек с изображениями животных, растений, великих людей и др., для того чтобы ребенок запоминал новые образы. Причем малыш не только должен помнить, как называется изображение на картинке, но и уметь рассказать что-то о нем. Таким образом, ребенок запоминает всю энциклопедическую информацию. По мере возрастания малыша Доман увеличивает длительность занятий, а в 2 года начинает его знакомить с музыкальными инструментами.

к оглавлению ↑

Методика раннего развития Сесиль Лупан «Поверь в своё дитя»

Сесиль Лупан показывает, что совсем не обязательно иметь множество ученых степеней в педагогике или медицине, чтобы воспитывать развитых здоровых детей. Взращивая двух своих дочерей, она не следовала слепо существующим методикам, а приспосабливала их к своим детям, изменяла. Результатом ее работы стала книга «Практическое руководство: поверь в свое дитя». Тут не найти подробного руководства, как делать из детей гениев. Книга раскрывает родителям мир ребенка, начиная с самого рождения.

Важнейшее значение Лупан придавала счету, ведь он — основа любых вычислений. Потому она настаивала на его изучении в первую очередь. Считайте везде и всюду, произнося цифры вслух внятно и четко. Ваши старания заметит и ребенок. Он будет считать вместе с вами. Обязательно хвалите его за любые попытки. При переходе к десяткам нужно дать ребенку понятие о ноле, ведь это особенная цифра. В этом помогут шуточные вопросы: «Сколько слонов в твоем кармане?», «Сколько лягушек висит на люстре?». Кроме того, ребенок должен знать обратный счет, ведь без него малыш не научится вычитать, и четные и нечетные цифры. Необходимо стремиться научить ребенка счету разнообразными способами избегая монотонности.

к оглавлению ↑

Кубики Зайцева

Кубики с буквами и складамиМетодика развития Зайцева основана на системном игровом обучении. Чтение построено на принципе букв и складов, которые ребенок старается найти. Находя нужные буквы, ребенок составляет слова. Кубики, различные по цвету, с первых дней игры учат читать и «писать» кубиками. Но чтение должно ложиться на подготовленную почву. Не следует обучать этому ребенка с года, ведь это творческий процесс. Показывая малышку буквы на кубиках с полугода, родители обрекают себя на бесконечное число повторений, т.к. ребенок не в состоянии все запомнить. А вот с 3-4 лет, когда ребенок осознанно разговаривает и комбинирует слова, методика Зайцева приносит хороший результаты.

к оглавлению ↑

к оглавлению ↑

Обзор методик раннего развития творческих способностей

Для развития творческих способностей нужно, чтобы малыш был усидчив, крепко держал карандаши и кисточку, был хорошо координирован. Поэтому, в основном, практически все методики творческого обучения предназначены для детей старше 4 лет. При занятиях в группе ребенок должен быть общительным, здоровым и любознательным.

Методика Гмошинской направлена на развитие художественных талантов и не ставит никаких ограничений в творчестве. Ребенок рисует то, что хочет в данный момент в любой удобный ему способ: руками, фломастерами, акварелью. Предпочтительная цветовая гамма – синий, желтый, красный и оранжевый цвет. Когда один из родителей или руководитель рисует вместе с малышом, он должен говорить, что появляется на бумаге, какой используется цвет. Помогая изобразить какой-то предмет, нужно ставить руку малыша вместе со своей, рисовать одной кисточкой. Нужно учить ребенка находить знакомые цвета в книгах, на прогулке, на других рисунках.

Метод Мейсон Шарлотта направлен на изучение природы, развития наблюдательности. Ребенку следует дать возможность оценить окружающую красоту, показывая интересные детали.

Говард Гарднер выдвинул теорию о совокупности (множестве) интеллектов. Он различал лингвистический, межперсональный, внутриперсональный, телесно-кинестический, натуралистический, логико-математический и музыкальный интеллект. Гарднер утверждает, что интеллект человека – это множество интеллектов, поэтому обучение нужно строить исходя из сильных сторон и особенностей каждого человека. Исходя из этого, разобравшись с интеллектом ребенка, следует развивать его в нужном направлении.

загрузка...
Поделиться:
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 123 votes, average: 4,82 out of 5)
Загрузка...