Ошибки диагностики и реалии лечения гиперактивности у ребенка

Гиперактивность у детейГиперактивность у детей – это состояние, при котором возбудимость и активность ребенка значительно превышает норму. Если такое поведение создает проблему для других, гиперактивность можно трактовать как психологическое расстройство.

Признаки гиперактивности ребенка

Синдром гиперактивности может быть вызван родовой травмой, преждевременными или трудными родами. В некоторых случаях причина гиперактивности связана с инфекционными заболеваниями, свинцовым отравлением, неправильным или плохим питанием.

Статистические наблюдения показывают, что синдром гиперактивности встречается в 4 раза чаше у мальчиков, чем у девочек. Как правило, это вызвано тем, что мальчики рожаются крупнее, а мозг у них развивается позже. Соответственно, увеличивается риск получения родовых и внутриутробных травм.

Первые признаки гиперактивности ребенка могут проявиться в 2-3 года. Но родители обращаются к врачу только в 7-10 лет, поскольку именно в этом возрасте (начальные классы) от детей требуются усидчивость, сосредоточенность и самостоятельность.

к оглавлению ↑

Синдром гиперактивности с дефицитом внимания (СГДВ)

Нередко гиперактивность сочетается с дефицитом внимания. Чтобы диагностировать СГДВ нужно наличие шести из девяти признаков.

  • Гиперактивный ребенок с дефицитом внимания не способен долго сосредотачивать внимание на предмете и деталях.
  • Присутствуют небрежные ошибки, снижено избирательное внимание.
  • Ребенок несобран, не может выполнить задание до конца, не может сохранять внимание.
  •  Создается впечатление, что ребенок не слышит, когда к нему кто-то обращается.
  • Дети с СГДВ избегают и не любят задач, которые требуют длительного умственного напряжения.
  • Они легко отвлекаются на посторонний шум, часто теряют нужные вещи.
  • Гиперактивный ребенок испытывает трудности, связанные с организацией своей деятельности.
  • Он постоянно переключается с одного занятия на другое.
  • Склонен к повышенной забывчивости в повседневной жизни.
к оглавлению ↑

Гиперактивность и импульсивность

Гиперактивность у детей часто сопровождается импульсивностью. При этом ребенок при волнении делает интенсивные движения ногами и руками, ерзает на стуле, часто и резко поднимается с места. Такие дети могут вмешиваться в чужую деятельность и разговоры, не способны дождаться своей очереди в игре или любом другом занятии, часто выкрикивают с места.

к оглавлению ↑

Чем опасна гиперактивность

Гиперактивного ребенка ожидают большие трудности в школе. Дело в том, что дети с синдромом гиперактивности невнимательны, неусидчивы, быстро теряют интерес к любому занятию. Такое поведение привлекает внимание учителей. Ребенку постоянно делают замечания. Навыки письма и чтения у гиперактивного ребенка обычно значительно ниже, чем у сверстников. Из-за своей гиперактивности детям сложно адаптироваться в коллективе, найти общий язык с учителями и одноклассниками. Ребенок не может сконцентрировать внимание на объясняемом материале, с неохотой выполняет домашнее задание.

к оглавлению ↑

Правильная диагностика синдрома гиперактивности

Заподозрив какие-либо нарушения, родители должны обратиться к невропатологу для комплексного обследования. Иногда причиной повышенной возбудимости и активности может являться достаточно серьезное заболевание. Синдром ДВГ диагностируется в три этапа.

На первом этапе идет сбор информации. Врач-невропатолог расспрашивает родителей о течении беременности, о родах, заболеваниях, которые перенес ребенок и т.д. После этого специалист просит родителей дать оценку своему ребенку, и оценивает, как он себя ведет на приеме.

Второй этап обследования включает в себя тесты, по которым измеряются параметры внимательности. Такие исследования можно проводить, начиная с 5-6 летнего возраста.

Заключающий этап – аппаратное обследование. Чтобы точно диагностировать синдром гиперактивности требуется провести электроэнцефалографическое исследование или же исследование с применением МРТ, при котором регистрируются электрические потенциалы мозга и выявляются соответствующие изменения. Все проводимые процедуры являются абсолютно безболезненными и безопасными. При выявлении гиперактивности требуется лечение, которое определяется исходя из совокупности полученных результатов.

к оглавлению ↑

Лечение гиперактивных детей

В настоящее время довольно остро стоит вопрос: нужно ли лечить гиперактивных детей? Одни считают, что психологическое состояние ребенка нужно подвергать «коррекции», адаптируя тем самым малыша к повседневной жизни. Другие склоняются к тому, что врачи-неврологи не правы в том, что назначают гиперактивным детям медикаментозное лечение.

Негативное отношение к медикаментозному лечению имеет свои причины. Дело в том, что в некоторых странах для того, чтобы вылечить синдром гиперактивности с дефицитом внимания (СГДВ) детям давали психотропные препараты ам­фе­та­мин­ово­го ря­да. И только потом были изучены все свойства этих медикаментов и выявлена сильная зависимость. Естественно, применение таких медикаментов в детской терапии встретило бурю протестов. В США до сих пор полностью не отказались от лечения гиперактивности амфетаминами. Поэтому большинство врачей, педагогов и родителей настроены против какого-либо лечения синдрома гиперактивности.

В нашей стране не зарегистрировано никаких препаратов, относящихся к амфетаминному ряду. Лечение проходит гораздо безопаснее. В детской терапии используется препарат ато­мок­се­тин, не относящийся к психотропным. Прием этого медикамента имеет ряд побочных эффектов и противопоказаний, которые указанны в аннотации. Принимать препарат нужно только по назначению и под наблюдением врача. Обычно первый эффект можно заметить уже через 4 месяца терапии.

Лечение детской гиперактивности возможно и другими способами. Весьма эффективно показывает себя ме­тод био­ло­ги­чес­ки об­рат­ной свя­зи. Ме­тод био­ло­ги­чес­ки об­рат­ной свя­зи (БОС) полностью не отменяет лечение, но позволяет снижать и корректировать дозы.

Любую терапию должна дополнять психологическая помощь родителей, педагогов и детских психологов. В школе, детском саду, кружках и секциях учителя и воспитатели должны учитывать особенности поведения детей с синдром гиперактивности с дефицитом внимания (СГДВ).

к оглавлению ↑

Воспитание гиперактивного ребенка

Если вы воспитываете гиперактивного ребенка, придерживайтесь «позитивной модели». Дети с синдромом гиперактивности игнорируют замечания и выговоры, но чувствительны к похвале. Подчеркивайте все его хорошие поступки и успехи.

Постарайтесь избегать категорического «нет». Если вы запрещаете что-то ребенку – объясните, почему вы так решили. Приучайте ребенка выполнять часть домашних дел. Начните с самого простого: выгулять собаку, полить цветы, сходить за хлебом и т.д. Если задание уже поручено – не выполняйте его за ребенка.

Заведите тетрадку, в которой отмечайте вместе с ребенком его успехи в школе и дома. Такой дневник самоконтроля будет являться наглядной картиной происходящего. Отмечайте в дневнике поступки какими-то знаками или балами. Поощряйте ребенка за полученную хорошую «отметку» в дневнике самоконтроля. Но следите за тем, чтобы поощрение не стало главной мотивацией в работе. Тут нужно видеть четкую границу, иначе ребенок, не получив стимула может отказаться от выполнения любой работы.

Ставьте перед ребенком те задачи, с которым он в состоянии справиться. Не завышайте и не занижайте свои требования. Не следует навязывать слишком жесткие правила. Ваши просьбы и указания не должны звучать в приказном тоне.

Больше времени проводите с ребенком. Вызывающее поведение гиперактивных детей – это их способ привлечь к себе внимание. Учите ребенка правильно общаться с окружающими, знакомьте с правилами поведения в общественных местах.
Прием пищи, подъем, отход ко сну, прогулки и игры должны быть по расписанию. Поддерживайте правильный распорядок дня и поощряйте ребенка за его соблюдение.

Ваш дом должен иметь спокойную обстановку. Если позволяет жилплощадь, предоставьте ребенку отдельную комнату, в которой должно присутствовать минимальное количество предметов. Цвет обоев должен быть однотонным и успокаивающим. Приветствуется наличие спортивного уголка сл шведской стенкой, перекладиной, брусьями и т.д. Это даст возможность ребенку выплескивать накопившуюся энергию, а также будет являться основой для здорового физического развития.

Не требуйте от ребенка высоких оценок. Достаточно иметь хорошие оценки по нескольким основным предметам.

Не используйте физическое наказание. Доверие между вами и ребенком должно основываться не на страхе, а на доверии. Детям важно чувствовать поддержку и помощь.

к оглавлению ↑

Видео о некорректных диагнозах и реальности

загрузка...
Поделиться:
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 006 votes, average: 4,96 out of 5)
Загрузка...
Комментарии (3)
  1. Ирина

    Спасибо за полезную и интересную статью. Наш сын гиперактивный и непоседючий. Иногда из-за этого бывают проблемы, особенно когда он на улице играет с детьми. Обратились к психологу, прописали нам успокаивающий сироп зайчонок, самое вкусное успокаивающее с витаминами, не вызывает привыкания. Нам сироп помог, ребенок стал спокойнее, отдали его на гимнастику, теперь там всю энергию тратит.

  2. Инна

    Я тоже хочу обратиться к врачу, так как ребенок ну просто невыносимый. Даже ночью стал спать плохо, кричит во сне. Это ведь не ненормально, правда?

  3. Валерия

    Инна, конечно обратитесь к неврологу, вам что-то из препаратов назначат, дадут какие-то советы и рекомендации. До школы точно лучше подлечиться, а то потом еще больше проблем с этим возникнет. У нас просто история один в один с вашей, пантокальцин принимали курс и ребенка как подменили. Поэтому рекомендую найти хорошего невролога, здоровье прежде всего.