Гендерные стереотипы о поведении мужчин и женщин

Мы все знаем, что мужчина должен приглашать на свидание, дарить цветы и признаваться в любви. Женщина – краснеть, стесняться, плакать от счастья и тому подобное? А если наоборот? Пусть дама дарит цветы, а её кавалер стесняется. Нет, это невозможно! Так думает большинство. Почему? Во всём виноваты гендерные стереотипы – представления о нормах поведения женщин и мужчин.

Это понятия, которые живут в обществе. Они формируются с раннего детства и остаются с нами на протяжении всего нашего жизненного пути. Правда, есть люди, которые пытаются бороться со стереотипами, и делают это очень активно. Яркий пример — парады сексуальных меньшинств, которые набирают обороты по всему миру. Даже на Кубе – консервативной с этой точки зрения стране – недавно состоялась гей-свадьба.

Социальная сущность гендера

 

к оглавлению ↑

Стереотипы сквозь призму времени

Стереотипы – это схематизированные, упрощённые, искажённые представления о социальном объекте (одном человеке, группе людей, обществе в целом).

Во все времена психологи проводили исследования гендерных стереотипов. Они, как и любые общественные мнения, постоянно претерпевают изменения. Например, согласно данным исследования, проведённого около 40 лет назад, стереотипными считались такие мнения:

Мужчины – сильные, смелые, неэмоциональные личности. Они мало озабочены своей внешностью, почти не боятся старости и смерти, выполняют функции кормильца семьи. Все мужчины опытны в сексуальной жизни, во всех сферах деятельности они стремятся к лидерству. Мужчины логичны и объективны, свободны и активны. Они любят заниматься спортом, всегда стремятся к успеху, честолюбивы.

Женщины – слабые создания, не склонные к занятиям спортом, зато очень обеспокоены своей внешностью и очень боятся старости. Женщины добродетельны и эмоциональны, нежны и легкомысленны. Несмотря на это, они обладают очень тонкой интуицией. Женщины уступчивы, зависимы. В большей мере, чем мужчины, они нуждаются в защите. Женщины в большинстве своём робкие, пассивные, застенчивые.

Сейчас учёные отмечают, что тенденция к подобным стереотипам в обществе ослабляется. Психологические исследования доказали, что не существует «мужского» и «женского» типа личности. И в науку, и в сознание современных людей, всё больше проникает понимание того, что стереотипы не являются природными, а создаются обществом и функционируют в обществе.

к оглавлению ↑

Гендерные принципы в различных культурах

Во многих культурах мужчин воспринимают как агрессивных, дерзких, аристократичных, сильных, изобретательных, умных, грубых, независимых личностей. Женщин – как эмоциональных и мечтательных, чувствительных и нежных, покорных и суеверных.

В зависимости от социальных или экономических изменений в обществе могут изменяться и гендерные стереотипы. Но этот процесс происходит крайне медленно, поскольку человек начинает усваивать стереотипы в раннем возрасте, задолго до появления своего собственного мнения. Стереотипы детей – это стереотипы тех групп, к которым они относятся. Это родители, детсадовская группа, школа. Обычно человек не осознаёт или не хочет осознавать, что он находится под влиянием предубеждений, и рассматривает своё отношение к объекту как самостоятельную оценку. К сожалению, предрассудки часто складываются из неполной информации.

Яркий пример, который иллюстрирует гендерные стереотипы. Девушкам-студенткам предложили ознакомиться с научными статьями. Они должны были оценить работы с точки зрения осведомлённости автора, его профессиональной компетентности, стиля изложения материала. Одни студентки получили статьи, подписанные авторами-мужчинами, другие – те же статьи, но с женскими подписями. Студентки выше оценивали статьи, которые написали мужчины. Предрассудки, таким образом, привели к тому, что оценка интеллектуального труда женщин была занижена.

Гендерные стереотипы очень сильны. Их принимают даже те группы, относительно которых они созданы. Несмотря на то, что сейчас предрассудки относительно женщин ослабевают, появляются другие, новые предрассудки, которые часто помогают оправдать экономическое и социальное превосходство одних людей над другими. Но гендерные стереотипы, которые касаются женственности или мужественности, в культурах разных народов достаточно близки. С раннего детства одежда девочек и мальчиков различается по цвету. Девочкам – розовое или красное, мальчикам – синее. Девочкам у большинства народов принято отращивать волосы, заплетать косы и привязывать бантики, мальчикам – делать аккуратные стрижки. Это яркий пример того, что гендерные стереотипы закладываются практически с рождения.

к оглавлению ↑

Нужно ли бороться с признаками пола?

Большинство людей не считают представления о женственности и мужественности чем-то из ряда вон выходящим. Стереотипы складывались веками, они имеют под собой прочное историческое основание, и при этом не являются какой-то постоянной величиной. Предрассудки, как и всё остальное в мире, претерпевают изменения. И в этом нет ничего плохого. Ведь родители учат детей  честности, искренности, стараются привить им чувства сострадания и милосердия. Просто потому, что так нужно. И никто не сомневается в правильности этого решения.

Есть люди, которые пытаются бороться с гендерными стереотипами. Так, например, одна супружеская пара из Канады скрывает от общества пол своего малыша с рождения. О бесполом малыше канадские СМИ написали полгода назад. Мать и отец малыша – Кэти Уиттерик и Дэвид Стокер, им соответственно 38 и 39 лет. Они назвали ребёнка Сторм, но мальчик это или девочка, не знает никто, кроме самих родителей, двух акушерок, которые помогли малышу появиться на свет, двух братьев новорожденного и одного друга семьи.

Своё решение родители объяснили так: ребёнок сам выберет себе пол, когда вырастет. Родители отличаются либеральными взглядами, они выступают за прогрессивное воспитание, поэтому и растят своих троих детей в таком духе. Отец работает учителем в школе, и факт навязывания детям общественного мнения считает просто отвратительным. Он уверен, что гендерные стереотипы загоняют людей в те ячейки общества, которые для них заранее подготовлены.

К слову сказать, в этой семье подрастают ещё два старших сына. Джаазу 5 лет, Кио – 2 года. Оба они носят розовую одежду (часто платья и юбки), предпочитают длинные волосы и косы. В магазине родители позволяют им выбрать ту одежду, которая им нравится, независимо от того, для мальчиков или для девочек она предназначена. Конечно, этих мальчишек многие принимают за девчонок. В интервью одной канадской газете родители рассказали, что иногда им отказываются продавать платья для их сыновей, если продавцы знают, что это мальчики.

Старший сын семейства, пятилетний Джааз, получает образование дома, и наука основана лишь на детском любопытстве. Родители не спешат отдавать мальчика в детское заведение, чтобы не спровоцировать влияние общественного мнения на его решение, которое касается выбора пола.

к оглавлению ↑

Почему происходит изменение стереотипов

Остаётся только поразмышлять: на основании чего подросший ребёнок будет определяться с половой принадлежностью. Как родители будут объяснять своим детям различия между мальчиками и девочками? Как он будет строить свою дальнейшую жизнь, создавать семью, воспитывать собственных детей? Вероятно, прогрессивные канадские родители, свободные от навязанных обществом гендерных стереотипов, смогут ответить на эти вопросы. А я – обычная мать мальчишки и девчонки,  пойду заплету дочери косы, а сыну поглажу брюки.

Лена Каспиркевич

загрузка...
Поделиться:
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 130 votes, average: 4,83 out of 5)
Загрузка...